Глава Ноах * נח


< Глава Берешит
Вся глава Ноах
Глава Лех >

Б‑г повелел Ноаху, единственному праведному человеку на земле, построить гигантский ковчег, поскольку Всемирный потоп уничтожит всё живое на поверхности земли. Ковчег стал убежищем для Ноаха, его семьи и для животных – по паре от каждого вида.

Сорок дней и ночей лил дождь. Затем вода прибывала ещё сто пятьдесят дней и только после этого стала спадать.
Ковчег остановился на горе Арарат. Ноах выпустил из окна сначала во́рона, а потом голубя, чтобы «увидеть, понизилась ли вода на земле». Обе птицы не нашли суши и вернулись в ковчег. Через неделю Ноах выпустил ещё одного голубя. «И явился к нему голубь в вечернее время; и вот, сорванный оливковый лист схвачен клювом его: и узнал Ноах, что вода на земле понизилась». Ещё через неделю голубь улетел и не вернулся в ковчег.
Через 365 дней после начала Потопа почва полностью высохла. Б‑г повелел Ноаху и его семье выйти из ковчега и вновь заселить землю.

Ноах построил жертвенник и принёс жертву Всевышнему. Б‑г поклялся никогда больше не уничтожать человечество за грехи (ни при помощи потопа, ни другими способами). Б‑г установил знак нового союза с человечеством – радугу.

Б‑г дал Ноаху и его потомкам 7 заповедей:

  1. запрет идолопоклонства;
  2. запрет богохульства;
  3. запрет убийства;
  4. запрет воровства;
  5. запрет разврата;
  6. запрет есть от ещё живого существа;
  7. повеление установить справедливые суды.

Эти заповеди относятся ко всему человечеству, ко всем народам.
Они относятся и к евреям – 613 заповедей, данные евреям, включают в себя в том числе и эти 7 заповедей.

Ноах посадил виноградник. «И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего».
Дальше говорится: «И увидел Хам… наготу отца своего…» Раши приводит два толкования этих слов: «Одни говорят, что оскопил его. Другие говорят, что надругался над ним».
Два других сына Ноаха, Шем и Йефет, поступили праведно: они, отвернув лица, прикрыли наготу своего отца.
Когда Ноах «проспался от вина своего» и узнал о случившемся, он проклял Кнаана, сына Хама. (Проклясть самого Хама Ноах не мог, ведь его до этого уже благословил Б‑г; впрочем, Кнаан получил по заслугам – именно он первым узнал о наготе Ноаха и привёл Хама посмотреть).
Шем и Йефет заслужили благословение Ноаха.

На протяжении десяти поколений потомки Ноаха оставались единым народом с общими языком и культурой. Затем люди восстали против Творца. Они построили огромную башню как символ своей несокрушимости. Б‑г «смешал язык их», и они перестали понимать друг друга. В результате люди прекратили строить башню и рассеялись по земле. Так образовались семьдесят народов.

Через десять поколений после Ноаха родился Аврам – будущий праотец Авраам. Семья Аврама ушла из Ур‑Касдима и, направляясь в землю Кнаан, пришла в Харан.


ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

«НОАХ» – ЭТО «ПОКОЙ»

Названия еврейских книг и даже отдельных глав не случайны и всегда отражают содержание книги и её основную идею. Однако в данном случае, казалось бы, мы видим исключение из правила. Имя «Ноах» означает «покой», «успокоение», что никак не соответствует событиям нашей главы, где сначала описывается Потоп, а потом строительство Вавилонской башни. Да и выражение, которое использует пророк Йешаяу для обозначения Потопа – «воды Ноаха», вызывает удивление. Ведь эти «спокойные воды» стёрли всё живое с лица земли!

НОВЫЙ МИР

На самом деле глава «Ноах» тоже не исключение. Просто здесь название выражает внутреннюю суть явления, которая не очевидна за трагической внешней стороной событий. Конечно, и сам Потоп, и рассеяние народов в результате строительства Башни – две величайшие катастрофы в истории человечества. Но во́ды потопа принесли миру очищение. Мидраш рассказывает, что, когда Ноах вышел из ковчега, он «увидел новый мир». Это была другая, обновлённая земля, которую предстояло заселять и возделывать. Только после Потопа Всевышний заключил союз с Ноахом «на все поколения». До Потопа люди погрязли в насилии, грабежах и убийствах. Потоп принёс людям, пусть и ненадолго, мир и взаимопонимание, стал «водами утешения».

На самом деле любые испытания и негативные явления, которые посылает нам Творец, направлены на исправление, их цель позитивна (при условии, что человек достойно выдержит эти испытания; впрочем, Всевышний всегда даёт нам задачи по силам).

Это созвучно с событиями еврейского календаря. Подобным испытанием можно считать и резкий переход от осенних праздников месяца тишрей к серым будням с их заботами и проблемами. «Бурный поток» будничных дел уносит нас за собой.

«ВОЙДИ В КОВЧЕГ!»

Наша глава даёт нам надежду. В наших силах обратить «бурный поток» будничных дел и забот в «спокойные воды». Каким образом? Ответ тоже содержится в нашей главе: «Войди в ковчег!» Наш «ковчег» – это слова Торы и молитвы. Они защитят нас от всех невзгод не хуже, чем ковчег Ноаха!

Будем верить, что тот страшный «потоп» – трагедия Холокоста, которую пришлось пережить нашему народу, окажется последним очистительным этапом на пути нашего праведного Машиаха. И уже наше поколение увидит тот «новый мир», который наступит после грядущего Избавления.