Глава Ваеце * ויצא


< Глава Толдот
Вся глава Ваеце
Глава Вайишлах >

Яаков ушёл из родительского дома в Беэр‑Шеве и отправился в Харан. В пути он остановился на ночлег. Он увидел во сне лестницу, которая соединяет небо и землю; по ней поднимались и спускались ангелы. Б‑г явился Яакову во сне и пообещал, что земля, на которой он лежит, будет отдана его потомкам. Утром Яаков воздвигнул камень, служивший ему изголовьем, как жертвенник и монумент; он пообещал, что сделает этот жертвенник «домом Б‑жьим».

В Харане Яаков остановился у своего дяди Лавана и стал работать у него пастухом. Лаван согласился отдать свою младшую дочь Рахель в жёны Яакову за семь лет работы. Но через семь лет в брачную ночь вместо Рахели Лаван отправил к Яакову свою старшую дочь Лею. Подлог обнаружился только утром. Через неделю Яаков женился и на Рахели, но ему пришлось работать у Лавана ещё семь лет.

У Леи родились шестеро сыновей (Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Звулун) и дочь Дина. Рахель оставалась бесплодной.

Рахель отдала свою служанку Бильгу Яакову в жёны, у той родились сыновья Дан и Нафтали. Лея тоже отдала Яакову в жёны свою служанку – Зилпу; у Зилпы родились сыновья Гад и Ашер.

Б‑г услышал молитвы Рахели и у неё родился сын Йосеф.

Яаков, пробыв четырнадцать лет в Харане, захотел вернуться домой. Лаван убедил Яакова остаться у него работать пастухом, обещая в вознаграждение часть приплода скота. Лаван много раз пытался обмануть Яакова, но тому удалось сильно разбогатеть. Шесть лет спустя Яаков тайком покинул Харан. Лаван отправился за ним в погоню и настиг его. Б‑г явился Лавану во сне и предостерёг его, чтобы он не причинял Яакову зла. Лаван и Яаков заключили соглашение на холме Галь‑Эд. После этого Яаков отправился в Святую Землю, где его встретили ангелы.


Сюжеты Писания – это не просто историческое повествование. Слово «Тора» означает «Учение». Каждый рассказ Торы несёт в себе урок, нужный еврею в его повседневной жизни и в духовном служении. В ещё большей степени это относится к рассказам о наших праотцах. Обстоятельства их жизни – «указательные знаки», необходимые в жизненном пути каждого еврея.

В главе «Ваеце» рассказывается про то, как наш праотец Яаков, сын Ицхака, ушёл из Святой Земли и поселился в Харане; как он трудился там 20 лет, женился и породил родоначальников будущих колен Израиля. Заканчивается глава рассказом о возвращении Яакова из Харана в Святую Землю.

Книга «Зоар» обращает внимание на то, как по‑разному описывает Тора уход Яакова в Харан и его возвращение оттуда. На пути в Харан он во сне удостоился Б‑жественного откровения: «И вот, Г‑сподь стоит над ним…» Перед этим говорится: «И пришёл он в это место». Когда же речь идёт о Б‑жественном откровении Яакову на его пути из Харана, сказано: «И встретили его ангелы Б‑га». В первый раз Яаков должен был прийти, т. е. подняться до уровня Б‑жественного откровения. Но даже тогда Б‑г предстал перед ним лишь во сне. Во второй раз ангелы и, как утверждает «Зоар», сам Всевышний вышли к нему навстречу. И происходило это не во сне, а наяву.

Из этой истории мы можем извлечь для себя урок об особой силе, которая даётся человеку, когда он стремится привнести в мир Б‑жественную святость. Каждый из нас должен выйти из святого места, «из шатров Шема и Эвера» (так названы в Торе центры Учения) и прийти в «Харан», к «Лавану-арамейцу» – в будничную жизнь с её повседневными заботами. И всё это для того, чтобы высвободить «искры святости» из обыденных предметов материального мира.

Это нелёгкая работа, которая требует особой подготовки. Такая подготовка – это пребывание в «Земле Израиля», которая символизирует высшую святость. В этот период не следует растрачивать себя на будничные дела, но нужно посвящать себя всецело лишь Торе – «…а Яаков человек цельный, сидящий в шатрах». На этом этапе надо вобрать в себя как можно больше святости и знания Торы. Так сделал Яаков – он посвятил начало своей жизни Учению; и даже отправившись в Харан, он провёл четырнадцать лет в доме учения Эвера.

И уже на пути к исполнению своей миссии Яаков, не рассчитывая на собственные силы, на свои личные качества, молил Б‑га о помощи в исполнении своей цели. Только после такой подготовки он отправился исполнять свою задачу. Но даже там, погружённый в будничные заботы, он не оставлял учение и молитву.

Когда еврей так поступает, он может добиться, чтобы его будничная жизнь не ослабляла его душевную цельность. Наоборот!

Это подобно тому, что сказано о Яакове: «И распространился он весьма и весьма» – он удостоился удачи и в материальном, и в духовном. И когда он завершил свою миссию и вернулся домой, его встретил сам Творец со своей свитой – ангелы Всевышнего вышли ему навстречу, чтобы благословить его.