Глава Шмот * שמות


< Глава Ваехи
Вся глава Шмот
Глава Ваэра >

Евреи в Египте чрезвычайно размножились. Это испугало Фараона и он сделал евреев рабами. Он приказал еврейским повитухам, которых звали Шифра и Пуа, убивать всех новорождённых еврейских мальчиков, но повитухи не послушались. Тогда Фараон приказал египтянам бросать в Нил всех новорождённых еврейских мальчиков.

У Йохевед, дочери Леви, и её мужа Амрама родился сын. Его положили в корзину, покрытую смолой, и оставили в камышах у берега Нила. Дочь Фараона пришла к Нилу купаться и нашла мальчика. Она его усыновила и назвала Моше.

Моше вырос. Он ушёл из дворца и увидел мучения своих собратьев. Однажды Моше увидел, как египтянин избивает еврея; он убил этого египтянина и спрятал тело в песке. На следующий день он встретил двух евреев, которые ссорились, и упрекнул их. В ответ один из них упомянул про убийство египтянина. Моше понял, что убийство открылось. Фараон узнал о случившемся и хотел убить Моше, тому пришлось бежать в Мидьян. Там Моше защитил дочерей Итро, которых притесняли пастухи. Он женился на одной из этих девушек – Ципоре и поселился в Мидьяне, где стал пасти стада своего тестя.

Однажды Моше пришёл к горе Синай и ему явился Б‑г в пламени горящего терновника. Б‑г повелел, чтобы Моше пошёл к Фараону и потребовал от Его имени: «Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне!» Кроме того, Моше должен был сказать евреям, что пришло время их освобождения. Моше был косноязычен, поэтому Б‑г решил, что Моше будет говорить через своего брата Аарона.

В Египте Моше и Аарон сообщили евреям слова Б‑га, и те поверили. После этого Моше и Аарон пришли к Фараону и потребовали отпустить евреев. Но Фараон отказался и, наоборот, ужесточил тяготы евреев. Моше обратился к Б‑гу с упрёком: «Почему Ты сделал зло этому народу?!» Всевышний ответил, что освобождение уже близко.


В главе «Шмот» рассказывается, что Всевышний сказал Моше: «И дам Я этому народу приязнь в глазах египтян» (Шмот 3:21). Комментарий Мидраша: «Дам вам приязнь в глазах египтян, чтобы они вам отдали своё имущество и вы вышли с полными руками. Чтобы не сказал Авраам, что обещание «и поработят их» исполнилось, а обещание «после этого выйдут с большим имуществом» не исполнилось».

Но разве только для того, чтобы «не сказал Авраам», Всевышний должен был исполнить Свои обещания? Разве недостаточно того, что Он обещал? Ведь «не человек Б‑г, чтобы обманывать»!

Золото и серебро египтян, которое евреи забрали с собой, уходя из Египта, выражало два смысла: наказание египтян и награда евреям за труд. Вопрос в том, что здесь было основным: была ли награда евреям следствием наказания Египта или наоборот.

Сказано в Талмуде, что во времена Александра Македонского египтяне предъявили евреям иск. Египтяне потребовали, чтобы евреи вернули золото и серебро, которое те забрали из Египта. От имени евреев выступил Гвиа бен Псиса. Он предложил египтянам: «Расплатитесь с нами за труд шестисот тысяч евреев, которых вы поработили». Из этого ответа следует, что «большое имущество» было, главным образом, наградой за труд.

Здесь кроется ответ на вопрос, почему Всевышний дал евреям выйти «с большим имуществом» именно из‑за обещания Аврааму. Ведь Б‑г мог одарить евреев богатством и по‑другому. Не обязательно было, чтобы египтяне по доброй воле отдали евреям свои золотые и серебряные вещи, дорогую одежду. Но Б‑г хотел, чтобы награда евреев была публична, так же как публичным было их рабство. Все знали, что евреи порабощены, пусть же все увидят, что египтяне добровольно отдают им «большое имущество»!

В учении Каббалы и хасидизма объясняется, что «большое имущество», которое евреи вынесли из Египта, было физическим воплощением духовных искр святости, скрытых в нечистоте Египта. Своей работой в Египте евреи освободили и вознесли эти Б‑жественные искры.

Из того, что мы сказали выше, ясно, что еврейский народ должен был пройти через египетское рабство ради своего собственного блага, а не только для вознесения Б‑жественных искр. Благодаря изгнанию евреи сами, вознося эти искры, удостоились духовного возвышения. В этом и была цель изгнания.