Глава Ваякгель * ויקהל


< Глава Тиса
Вся глава Ваякгель
Глава Пекудей >

Моше собрал народ Израиля и вновь повторил заповедь о соблюдении Шабата. Затем он сообщил предписания о строительстве Мишкана (Святилища).

Евреи с щедростью жертвовали на строительство Мишкана. Они в изобилии приносили золото, серебро, медь, синие, пурпурные и красные шерстяные ткани, козью шерсть, льняную пряжу, шкуры, дерево, оливковое масло, ароматные вещества и драгоценные камни. Через некоторое время Моше повелел прекратить приношение: «…народ больше приносит, нежели нужно для совершения работы, какую повелел сделать Г‑сподь».

Мудрые сердцем» ремесленники изготовили Мишкан и его утварь (всё, что детально описывалось в предыдущих главах):

  • три слоя покрытий;
  • 48 столбов, покрытых золотом;
  • 100 серебряных подножий;
  • парохет – завесу, разделяющую две части Мишкана;
  • масах – переднюю завесу;
  • ковчег и его крышку с фигурами крувим (ангелов);
  • золотой стол;
  • менору – золотой семисвечник;
  • золотой жертвенник и смесь ароматных воскурений;
  • масло помазания;
  • наружный жертвенник и его принадлежности;
  • крючки, столбы и подножия для ограды двора;
  • медный умывальник.

В этой главе рассказывается об усердии, которое проявили евреи при строительстве Мишкана. Они жертвовали на Мишкан даже больше, чем от них требовалось, – ведь Мишкан был построен во искупление греха поклонения Золотому Тельцу. Этот грех нанёс ущерб всему народу, поэтому строить Мишкан надо было при участии всего народа.

Сотворение Золотого Тельца – преступление, за которое пришлось расплачиваться евреям во всех поколениях. Как же строительство Святилища могло искупить такой страшный грех?

Что такое сотворение Тельца? Рамбам говорит, что идолопоклонство – это не обязательно полное отрицание Творца. Если человек верит в существование каких‑то дополнительных могущественных сил, кроме Творца, то это тоже идолопоклонство. Оно может проявляться и на более тонком уровне: если человек полагает, что в мире существует хоть что-нибудь, помимо Всевышнего, – в этом уже есть примесь идолопоклонства.

Идолопоклонству противостоит вера в единство Творца. Верить в Его единство – значит понимать, что «нет ничего, кроме Него». То есть не только нет ничего, что может властвовать в этом мире, кроме Всевышнего, но и нет вообще ничего, имеющего самостоятельное существование, помимо Творца. Единственная сущность, которая реально существует в мире, – это сам Творец, а всё остальное поддерживается в существовании Его бесконечной Б‑жественной силой.

Тому, что мы сказали, соответствует одно из указаний Торы: «На всех твоих путях познавай Его». Это повеление выражает более глубокую связь с Создателем, чем даже та, которая достигается через изучение Торы и исполнение её заповедей. Ведь оно утвеждает, что нет двух отдельных сущностей – Дающий заповеди и исполняющий их. Но вся наша жизнь, всё, что нас окружает, – это часть служения Творцу. В каждом поступке в любой области, «на всех твоих путях» есть возможность познавать Б‑га и служить Ему.

Даже обыкновенная прогулка может превратиться в служение Всевышнему, если человек не просто восторгается природой, а проникается пониманием того, как «велики чудеса Б‑жьи».

Теперь можно понять, почему строительство Святилища стало искуплением греха Золотого Тельца. Именно в Мишкане исполнились слова Всевышнего: «И поселюсь среди вас» – Б‑жественная святость спустилась в материальную сущность мира. Жертвуя свои будничные вещи на строительство Мишкана, евреи освящали их. Тем самым они показывали, что существует только Б‑г и даже обычные материальные предметы предназначены для святости.