Глава Вайикра * ויקרא


< Глава Пекудей
Вся глава Вайикра
Глава Цав >

Б‑г призвал Моше из Шатра Собрания и сообщил ему законы корбанот – жертв, приносимых в Святилище (речь идёт как о жертвоприношениях животных, так и о хлебных приношениях).

  • Ола. Жертва вознесения (жертва всесожжения), целиком возносимая Б‑гу, полностью сжигаемая на жертвеннике.
  • Минха. Хлебное приношение, приготовляемое из тонкой муки, оливкового масла и ладана.
  • Шламим. Мирные жертвы. Определённые части такой жертвы воскурялись на жертвеннике, некоторые части отдавались священнослужителям. Остальное мясо съедал человек, приносивший жертву.
  • Хатат. Грехоочистительная жертва, приносимая во искупление грехов, совершённых по ошибке.
  • Ашам. Повинная жертва, которую приносил тот, кто присвоил посвящённое имущество; кто сомневался, не нарушил ли он один из запретов Торы; кто «изменил Всевышнему», обманув ближнего, поклявшись ложной клятвой.

Глава «Вайикра» – первая в одноимённой книге Торы, посвящённой в основном вопросам храмовых жертвоприношений. Со времени разрушения Храма мы больше не приносим жертв, но эта заповедь касается и всех последующих поколений.

Храмовые службы ежедневно начинались и заканчивались «постоянной жертвой» (корбан тамид). Это была скромная жертва: одна овца, немного жира, мука и соль. Она приносилась от всей общины Израиля: раз в год все граждане страны вносили символическую сумму, и на эти деньги весь год приносилась жертва. Это давало благословение каждому человеку в течение всего года.

Из этого следует урок: от человека вовсе не требуется, чтобы он отдавал всё, что у него есть, в Храм. Но то, что он даёт, должно исходить от чистого сердца. Важно не сколько принесено – было бы это принесено с радостью.

Жертву приносили два раза в день: рано утром, перед всеми остальными жертвами, и вечером, после всех других. Она названа «постоянной», потому что её влияние распространялось на всю остальную службу.

Наша жизнь складывается из бытовых проблем, требующих решения, будничных забот, не всегда в ней можно ощутить Б‑жественную святость. Более того, человеческая природа, разум могут помешать духовному восприятию, заставить свернуть с верной дороги, поступать вопреки воле Всевышнего.

Поэтому в начале каждого дня, ещё до того, как человек успел войти в будничную жизнь, он должен принести «постоянную жертву». Еврейский закон предписывает нам, как только мы открываем глаза, произнести короткую молитву «Модэ ани»: «Благодарю Тебя, Владыка живой и вечный, за то, что Ты, по милости Своей, возвратил мне душу мою, велика моя вера в Тебя!» Этой молитвой мы признаём власть Хозяина мира, необходимость выполнять Его волю.

Это и есть наша «постоянная жертва» – несколько слов, которые влияют на весь день, на все наши дела и поступки в наступивший день.