Глава Кдошим * קדושים


< Глава Ахарей
Вся глава Кдошим
Глава Эмор >

Глава «Кдошим» начинается словами: «Святы будьте, ибо Свят Я – Г‑сподь, Б‑г ваш». После этого даются десятки заповедей. Исполняя их, еврей может освятить себя и связать себя с Б‑жественной Святостью.
Эти заповеди в себя включают:

  • запрет идолопоклонства;
  • заповедь о благотворительности;
  • принцип равенства всех людей перед законом;
  • запрет различных видов разврата;
  • заповедь Субботы;
  • честность в деловых отношениях;
  • почитание родителей;
  • святость человеческой жизни.

В главе звучит предписание «Люби своего ближнего, как себя».

  • Рабби Акива назвал его «великим правилом Торы».
  • Гилель сказал о нём: «Это – вся Тора, а остальное – объяснения».

В Торе всё взаимосвязано.
В этой главе одна за другой даны три заповеди:

  • «Святы будьте…»
  • «Каждый человек матери своей и отца своего да убоится».
  • «Субботы Мои соблюдайте…»
Значит, есть связь между ними.

Первая из этих заповедей указывает на то, что мы должны отличаться от других народов. Само слово «святость» означает отделённость. В нашей истории нас часто окружали культуры и цивилизации, законы которых совершенно отличались от наших. То, что для них было доблестью, наша традиция считала грехом. Но заповедь «Святы будьте…» говорит не об этом. Речь в ней не идёт о том, что надо жить по Торе (об этом говорится в других местах Торы), ведь у других народов нет никакого отношения к Торе и её заповедям.

Эта заповедь относится не только и не столько к «религиозной» области жизни человека. Любой человек (независимо от веры, национальности, принципов) ест, пьёт, зарабатывает деньги. Казалось бы, эти стороны жизни совершенно «интернациональны». О них и говорит Тора: «Святы будьте, ибо Свят Я» – впустите святость и в эти стороны вашей жизни. Вы должны вести себя так, чтобы и за повседневными заботами было видно, что Б‑г даровал нам Тору. И вы сможете это сделать, ведь каждый еврей всегда связан с Творцом.

Следующая заповедь продолжает эту линию: «Каждый человек матери своей и отца своего да убоится». Ценности иудаизма необходимо передавать из поколения в поколение. Человек не вправе довольствоваться тем, что он сам «свят», ему надо позаботиться о том, чтобы и его дети шли по этому пути.

Третья заповедь, «Субботы Мои соблюдайте…», довершает картину. Она даёт нам инструмент, который позволяет внести святость в нашу жизнь и дать надлежащее воспитание нашим детям. Суббота питает нашу веру в то, что Творец непрестанно поддерживает существование этого мира. В то, что даже природные процессы совершаются по воле Всевышнего. Суббота напоминает нам, кто мы, позволяет передать нашим детям то, что дорого нам. Именно об этом сказали еврейские мудрецы: «Не только евреи хранили (т. е. соблюдали) Субботу, но и Суббота хранила евреев».