Глава Беар * בהר


< Глава Эмор
Вся глава Беар
Глава Бехукотай >

На горе Синай Б‑г сообщил Моше законы субботнего года. Каждый седьмой год следует прекратить любую работу на земле – пахоту, посев, сбор урожая. Урожаем могут пользоваться все желающие – и люди, и животные.

После семи семилетних циклов наступает пятидесятый, юбилейный год. В этот год работы на земле прекращаются, рабы получают свободу, проданные земельные владения на Земле Израиля возвращаются к первоначальным владельцам.

В главе также содержатся дополнительные законы о продаже земель, запрет мошенничества и запрет давать деньги в рост.


«И если обеднеет брат твой и придёт в упадок… поддержи его… не бери с него проценты и роста…» Предупреждение, которое содержится в этой главе, заканчивается словами: «…Я Г‑сподь, Б‑г ваш, который вывел вас из земли Египетской… чтобы быть вам Б‑гом». Наши мудрецы объясняют: «Каждый, кто принимает на себя ярмо закона о проценте, принимает на себя Ярмо Небес, а каждый, кто снимает с себя это ярмо, сбрасывает с себя и Ярмо Небес».

Почему именно запрет давать в долг под процент избран Торой как символ «принятия Ярма Небес»? Чем этот запрет так выделяется из остальных заповедей, что его соблюдение отражает сущность связи между человеком и его Создателем?

В чём идея ростовщичества? Когда человек даёт деньги в долг под процент, он получает доход без приложения собственного труда, зарабатывает на работе другого человека. Одалживание денег принципиально отличается от одалживания какого-либо предмета, когда одалживающий остаётся владельцем этой вещи и может взимать плату за использование своего имущества. Деньги же – не конкретная ценность, не предмет, а лишь абстрактный эквивалент стоимости. Когда человек даёт взаймы свои деньги другому, они перестают быть его деньгами, они уже принадлежат взявшему в долг, только тот в будущем должен эту сумму вернуть. Если бы дающий в долг получал с этих денег проценты, он зарабатывал бы на чужих деньгах лишь потому, что когда‑то они были его. Совсем иначе, когда человек вкладывает капитал в дело. Тогда его деньги по‑прежнему принадлежат ему, и он получает прибыль от своего капитала. В случае же займа одолженные деньги кредитору больше не принадлежат.

Это объясняет, почему запрет ростовщичества символизирует общую картину служения Всевышнему. Б‑г создал мир так, что Его благословение приходит к человеку лишь через его собственную работу, собственные усилия. Это касается как материальной жизни, так и духовной. Заповеди Торы выражают этот принцип работы человека: необходимо творить добрые дела, чтобы добиться духовного возвышения.

Почему Всевышний установил такой порядок? Почему Он, высшее проявление добра, не может одарить благословением своё творение без его, творения, усердия? Ответ таков: именно потому, что Всевышний – абсолютное добро и желает истинного блага человеку, Он сделал так, что всё достигается только трудом. Ведь только то, чего человек достигает собственной работой, и есть истинное добро.

То, что даётся даром, называется «хлебом стыда». Бесплатная подачка – это вовсе не дар, и она не приносит радости и удовлетворения. Если же человек заработал награду собственным трудом, то он испытывает истинную радость и по‑настоящему ценит то, что получил.

Запрет давать деньги в рост символизирует этот принцип в большей степени, чем любая другая заповедь. Поэтому тот, кто соблюдает этот запрет, «принимает на себя Ярмо Небес», а тот, кто даёт в долг под проценты, «сбрасывает с себя Ярмо Небес».