Глава Шлах * שלח


< Глава Беаалотха
Вся глава Шлах
Глава Корах >

Моше послал в Землю Кнаан (она же Земля Израиля) двенадцать разведчиков. Через сорок дней они вернулись. Разведчики принесли гигантскую виноградную гроздь, плоды граната и инжира, которые показывали изобилие и плодородность Земли Кнаан. Однако десять разведчиков из двенадцати утверждали, что эта страна населена великанами, которых народу никак не одолеть; только Калев и Йеошуа пытались убедить евреев, что эту землю легко завоевать, как повелел Б‑г.

Народ, смущенный разведчиками, рыдал: «…о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Г‑сподь ведёт нас в землю эту… Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Всевышний в гневе постановил, что всё поколение Исхода умрёт в пустыне, а евреи придут в Святую Землю на сорок лет позже.

Далее в главе даются законы о мучных приношениях – менахот и заповедь об отделении халы (подношение Б‑гу при замесе теста).

Человека, собиравшего дрова в Шабат, наказали смертной казнью за намеренное нарушение законов Шабата.

Даётся заповедь прикреплять кисти (цицит) к углам четырёхугольной одежды как знак, напоминающий о всех заповедях Торы.


В еврейской традиции есть понятие «миньян» – кворум из десяти взрослых мужчин, необходимый для того, чтобы проводить общественные молитвы и совершать некоторые ритуалы. Это понятие впервые вводится именно в главе «Шлах». Моше послал двенадцать разведчиков (по одному от каждого колена) «высмотреть» Землю Израиля. Десять из них, описав её небывалые достоинства, сказали, что эта земля населена могучими великанами, которых евреям ни за что не одолеть. И только Калев и Йеошуа призвали народ исполнить повеление Всевышнего и овладеть Святой Землёй.

Тора называет десятерых разведчиков, которые оклеветали Землю Кнаан, – «община». Отсюда мы делаем вывод, что когда речь идёт об общине, имеются в виду по крайней мере десять человек. Почему столь важное понятие выясняется именно из рассказа о разведчиках?

Известно, что разведчики были лучшими в своих коленах людьми, а следовательно – лучшими во всем народе. Поэтому их и послали «высмотреть» Землю Израиля. В чём же был их грех? Как объясняют наши комментаторы, они не хотели, чтобы еврейский народ входил в Землю Израиля, они предпочитали остаться в пустыне. В конечном итоге так и произошло: Всевышний выполнил их пожелание, и еврейскому народу было суждено странствовать по пустыне ещё сорок лет.

Почему же разведчики не хотели, чтобы евреи вошли в Землю Израиля? В пустыне у евреев не было недостатка ни в пище, ни в воде – Всевышний обеспечивал их маном, с ними постоянно передвигался чудесный источник; они не страдали ни от жаркого солнца, ни от дождей – «облака Славы» защищали их лагерь. А что ждало их в новой стране? Войны, тяжёлый труд…

Совсем недавно евреи получили Тору. Разведчики понимали, что изучать Тору и исполнять её заповеди будет гораздо легче, если у народа не будет никаких материальных забот.

Следовательно, нет ничего удивительного в том, что понятие «община» связано с историей о разведчиках. Единственным желанием этих святых людей было находиться как можно ближе к Б‑гу. Но они не понимали, что войдя в Землю Израиля, евреи достигнут более высокой ступени, чем даже полное соединение с Б‑жественностью.

Рамбам говорит, что служение Всевышнему состоит из трёх уровней. Первый, самый низкий, на котором находятся невежды и маленькие дети, только начинающие служить Всевышнему, – «служение из страха», когда человек исполняет волю Б‑га, боясь Его кары. Второй уровень – «служение из любви», когда человек служит Всевышнему, испытывая к Нему искреннюю любовь, желает исполнить Его волю, чтобы приблизиться к Нему, соединиться с Ним. На этом уровне и находились разведчики, они любили Творца и руководствовались лишь желанием быть к Нему как можно ближе, чтобы никакие материальные заботы не мешали этому.

Этот уровень очень высок, но он не наивысший. Поэтому Всевышний оставил евреев ещё на сорок лет пустыне, чтобы они поднялись на более высокий уровень. Этот уровень означает: надо идти путями истины, просто потому, что это – истина. То есть вовсе не думать о своих ощущениях, о плодах своего служения Б‑гу. Всё, что необходимо – это исполнить Его волю, потому что это Его воля и это истина. Именно на этом уровне находились двое из разведчиков, не вошедшие в «общину», – Калев и Йеошуа, не испугавшиеся трудностей, которые ждали еврейский народ в Земле Израиля. Они точно так же, как и их товарищи, понимали, что трудности будут, но для них было важнее исполнить желание Всевышнего – привести еврейский народ в Землю Израиля.