Глава Балак * בלק


< Глава Хукат
Вся глава Балак
Глава Пинхас >

Балак, царь Моава, призвал к себе пророка Билама, чтобы тот проклял народ Израиля. Билам поехал к Балаку верхом на ослице. В пути ослица увидела ангела, который по велению Б‑га преградил путь Биламу, и отказалась его везти. Билам принялся бить ослицу. Произошло чудо: ослица стала говорить человеческим голосом – порицать Билама.

Трижды, с трёх разных мест, Билам пытался проклясть народ Израиля, но всякий раз вместо этого из его уст исходили благословения. Кроме того, Билам предрёк конец дней и приход Машиаха.

Евреи стали прелюбодействовать с женщинами Моава и поклоняться их идолу Пеору. Один из знатных евреев на глазах у всех привёл мидьянскую принцессу в свой шатёр. Тогда Пинхас, сын Элазара, убил их обоих. После этого прекратился мор, начавшийся среди народа.


ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

Период изгнания еврейского народа начался с разрушения Первого Храма и закончится с приходом Машиаха. Уже времена второго Храма названы изгнанием. В период изгнания окружающие народы ненавидят и притесняют еврейский народ. На первый взгляд, эти народы властвуют над евреями.

В главе «Балак» есть пророчество об этом времени: «Опустился он на колени, прилёг как лев – кто поднимет его?» Находясь в изгнании, народ Израиля «прилёг», «опустился на колени». Он не проявляет своей полной силы и мощи, а склонился и дремлет. В этих словах сущность изгнания.

Но и опустившийся на колени народ назван здесь «львом». Это означает, что его сила остаётся при нём, и «прилёг» он по собственной воле. Значит, даже во время изгнания у народов мира нет настоящей власти над народом Израиля.

Согласно еврейскому закону, невозможно быть хозяином льва. Лев не поддаётся приручению, ведь его природная мощь остаётся при нём. Ни у кого нет полной власти над ним.

Так и еврейский народ. По воле Всевышнего он оказался на коленях, но в чём это проявляется? Только в материальной сфере. Но на Тору и исполнения заповедей никакое изгнание не может оказать влияния. Ничто на самом деле не может помешать еврейскому народу служить Всевышнему, исполнять Его волю.

Ребе Рашаб, пятый Любавический Ребе, после прихода большевиков к власти сказал: «Лишь тело еврея предано изгнанию и преследованию властей, но душа еврея не изгнана и властям не подчиняется. Мы должны провозгласить открыто: во всём, что касается веры, Торы, заповедей и еврейских обычаев, ни у каких внешних сил нет никакого влияния. И нет в мире такой силы, которая смогла бы это как‑то изменить».

Иногда нам кажется, что мир в состоянии подчинить «льва» – еврейский народ. Это ошибка, возможная из‑за духовной тьмы изгнания. Но Всевышний время от времени раскрывает людям свет истины, показывает в явных чудесах своё могущество и силу избранного Им народа. И лежащий лев остаётся львом.