Глава Теце * תצא


< Глава Шофтим
Вся глава Теце
Глава Таво >

74 из 613 заповедей Торы содержатся в главе «Теце».
Они включают в себя:

  • закон о «красивой пленнице»;
  • закон о наследственных правах первенца;
  • закон о «восставшем сыне»;
  • закон о погребении умершего;
  • закон о возвращении пропажи;
  • запрет забирать из гнезда мать птенцов вместе с птенцами;
  • заповедь построить ограду вокруг крыши нового дома;
  • запрет разных форм килаим – смешения растений или животных.

Описываются наказания за прелюбодеяние, изнасилование, соблазнение незамужней девушки. Определяется наказание мужу, который ложно обвинит свою жену в супружеской неверности.

Определенным категориям евреев запрещено вступать в брак с евреями по крови:

  • мамзерам (рожденным от запрещенной связи);
  • мужчинам-прозелитам из народов Моава и Амона и их потомкам-мужчинам;
  • прозелитам из народов Эдома и Египта и их детям (т. е. лишь до второго поколения).
Такие евреи могут вступать в брак только с прозелитами.

Глава также содержит:

  • законы о чистоте военного лагеря;
  • запрет возвращать раба, бежавшего в Страну Израиля из другой страны;
  • обязанность платить подённому работнику вовремя;
  • обязанность позволять и людям, и животным есть во время уборки урожая;
  • предписания об обращении с должником;
  • запрет взимать процент с займа;
  • законы о разводе (из них выводятся многие законы о браке);
  • закон про ибум (левиратный брак) – если мужчина умер бездетным, брат умершего должен жениться на его вдове; если брат не хочет на ней жениться, то совершается специальный обряд – халица («разувание»).

Глава завершается повелением: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта».


Первая фраза главы «Теце» говорит о войне: «Когда выйдешь ты войной на врагов твоих, и отдаст его Г‑сподь, Б‑г твой в руки твои…» На первый взгляд, в предложении допущена грамматическая ошибка: сначала о врагах сказано во множественном числе, а потом – в единственном.

В Торе каждая деталь выверена с абсолютной точностью. У каждой детали есть и свой скрытый смысл, который находится за пределами простого понимания текста. Приведённый отрывок в прямом смысле говорит об обычной войне, но также содержит намёк на войну, происходящую в душе человека.

Враги тела и души

У еврея есть враги двух видов:

  • враги, которые воюют против самого существования еврея – против его тела;
  • враги, которые покушаются на особую святость еврея – его душу.
Тора объединяет оба эти вида в словах «врагов твоих», поскольку тело и душа еврея едины – они вместе служат Творцу. Поэтому враги тела еврея – враги и его души; враги души еврея – они же и враги его тела.

Тора учит нас, как надо воевать с этими врагами. Прежде всего – «когда выйдешь на войну» – до того, как встретишь врага, необходимо наполниться чувством веры в Творца. Надо выходить войной «на врагов твоих», а не «против врагов». (На иврите слово «аль» означает как «на», так и «над»). То есть еврей изначально должен чувствовать своё превосходство над врагами, так как Сам Всевышний идёт с ним и помогает победить.

Чувство превосходства

Если еврей выходит на войну с таким чувством, он обязательно победит. Это будет победой не только над врагами, стоящими перед нашими глазами, но и над первоисточником всех врагов – дурным началом. Ведь именно о нём, о дурном побуждении, сказано в Талмуде: «Это сатан (враг души), и это ангел смерти (враг тела)».

Чувство непоколебимой уверенности в том, что никакая сила в мире не способна противостоять добру и святости, позволяет победить не только внешние проявления зла, но и его духовный корень. Об этом говорят слова: «и отдаст его Г‑сподь, Б‑г твой в руки твои». Сказано в единственном числе: речь идет о дурном начале – корне и источнике всех врагов.

Выкуп пленных

Тора продолжает: «и возьмёшь у них пленных». Случается, что еврей не уберёгся от дурного побуждения, попал в зависимость от него и передал в его власть высшие силы, предназначенные для служения Творцу. Теперь эти силы в плену у дурного начала. Тора обещает нам, что еврей сможет отнять у дурного побуждения эти силы («пленных»). И об этом сказали наши мудрецы, что настоящее раскаяние, возвращение на пути Торы превращает проступки в заслуги.

В конце концов эта война приведёт к истинному Избавлению, когда дурное начало будет совсем уничтожено. Это будет полной и окончательной победой в войне.