Глава Рээ * ראה


< Глава Экев
Вся глава Рээ
Глава Шофтим >

«Смотри, – сказал Моше народу Израиля, – я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Благословение – за исполнение заповедей Всевышнего, проклятие – за их нарушение. В Земле Израиля благословение следует провозгласить на горе Гризим, а проклятие – на горе Эйвал.

«В месте, которое изберет Г‑сподь, чтобы водворить там имя Своё» должен быть построен Храм. Ни в каком другом месте нельзя будет приносить жертвы Б‑гу.

Лжепророки и те, кто склоняют других к идолопоклонству, должны караться смертью. Город, все жители которого стали поклоняться идолам, надо уничтожить.

Приводятся признаки кошерности животных и рыб, перечисляются некошерные виды птиц.

Десятую часть урожая следует приносить в место, избранное Б‑гом, и съедать там. (Другой вариант: продать эту часть урожая, прийти на место с деньгами и там купить еду). В определённые годы c этой десятиной надо поступать иначе – отдавать бедным.

Первенцев крупного и мелкого рогатого скота надо приносить в Храм, чтобы их мясо ели коэны (священнослужители).

Заповедь благотворительности обязывает еврея помочь нуждающемуся собрату подаянием или займом (без процентов!). В Субботний год, который наступает раз в семь лет, надо простить все долги. Еврейских рабов после шести лет службы следует отпустить на свободу.

Перечисляются законы трёх праздников паломничества: Песах, Шавуот и Суккот. В эти праздники каждый еврей должен предстать перед Б‑гом в Храме.

Все заповеди, связанные с Храмом, перестали действовать после разрушения Храма.


Глава «Рээ» начинается со слов, которые выражают один из главных принципов иудаизма – свободу выбора. Всевышний говорит, обращаясь к народу Израиля: «Смотри, Я даю вам ныне благословение и проклятие. Благословение – если послушаете… а проклятие – если не послушаете…»

Эти выражения нужно объяснить. Творец говорит здесь о себе «Анохи» («Я»), обычно же в этом значении используется слово «Ани». Как правило, слово «Анохи» Тора употребляет, когда речь идёт о необычно большом благословении и изобилии. Например, Десять Заповедей начинаются этим словом. Слово «даю» тоже может намекать на благословение, как сказали мудрецы: «Дающий – даёт щедро». Как эти слова могут относиться к проклятию? Как можно сказать о проклятии, что Всевышний «даёт» его нам как подарок?

Зачем существует зло?

Чтобы понять это, надо сначала разобраться: для чего даётся благословение и проклятие; другими словами, зачем существуют добро и зло. Много раз в жизни, сталкиваясь с противоборством добра и зла, мы спрашиваем себя: «Зачем вообще Всевышний сотворил зло? Зачем вообще Он создал нечто, противоречащее добру, воюющее с ним, мешающее нам совершать добрые и честные поступки?»

Ответ таков: зло существует для того, чтобы сделать возможной свободу выбора. Если бы в мире существовало только добро, если бы у человека не было никакой тяги ко злу, невозможно было бы выбрать добро по собственной воле. Человек был бы вынужден делать добро – у него бы не было выбора. Только когда есть и путь добра, и путь зла, человек может сам выбирать, как ему жить.

Ценность выбора

Важность выбора в жизни человека неоценима. Это одно из его определяющих достоинств. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает свободой выбора. Животные действуют лишь по своей природе и по своим наклонностям. То же самое относится и к ангелам.

Понятия награды и наказания всегда основаны на свободном выборе. Там, где свободного выбора нет, – нет места награде и наказанию. Животные не награждаются за «хорошие» поступки и не наказываются за «плохие», ведь не они выбирают, как поступить. Только человек достоин награды за добрые дела и подлежит наказанию за плохие, потому что у него есть свобода выбора. И его поступки «кладутся на весы» заслуг и провинностей.

Проклятие – благословение

Получается, что зло существует не для того, чтобы сделать человеку плохо. Наоборот, это великое благословение, которое Всевышний дал человеку. Не будь в мире зла – не было бы у человека возможности выбирать. Только наличие зла позволяет человеку сделать свободный выбор в пользу добра. На это и намекают слова «Анохи» и «даю».

То, о чём мы сказали, даёт нам силы не бояться зла. Ведь сам смысл его существования лишь в том, чтобы дать нам возможность выбрать добро. Отсюда следует, что у зла нет никакой самостоятельной сущности, оно лишь позволяет нам сделать собственный выбор и встать на путь добра.